Этикетка товара: правила и требования к информации на товарном ярлыке

30

 Для упаковки каждого товара, будь то алкоголь, косметика, автохимия или продукты питания, существуют свои правила оформления. Какие бывают этикетки и какая информация должна быть на упаковке — в этой статье.

Что такое этикетка? Этикетка — это бирка с текстом или графическим изображением, прикрепленная к товару. На ней указываются: наименование товара, торговая марка производителя, дата производства, состав, срок годности и другая важная информация. Ее крепят на упаковку или сам товар. У каждого товара в магазине должна быть этикетка.

Зачем нужны этикетки? Главная задача этикетки:информировать покупателя о товаре, рекламировать продукт, создавать образ бренда, идентификация товара — на этикетки наносят штрих-код, он ускоряет распознавание товара на кассе и складе, защищает от подделок.

Что такое штрих-коды? Штрих-код товара — уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно найти данные о товаре. Производитель или поставщик наносят его на транспортную или потребительскую упаковку. По штрих-коду может узнать производителя товара, на каком предприятии он был произведен, а также технические характеристики. Для считывания информации используются сканеры.

Обязательная информация на этикетках! На этикетке должна быть размещена информация: о потребительских свойствах продукции; гарантийный срок или срок допустимого использования; дата выпуска; правила использования товара; наименование производителя, продавца и исполнителя, их адреса; контакты организации, куда направлять претензии по качеству товара.

На этом список требований не заканчивается — для каждой товарной группы действуют свои нормативы.

Требования к этикеткам прописаны в законах!

  • ТР Таможенного союза  «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011
  • ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
  • ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года устанавливает требования маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия в зависимости от системы сертификации, где происходило подтверждение соответствия товаров исполнению российских нормативов на продукцию;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426-1-2002 для продукции, имеющей штриховое кодирование на этикетке и другие документы.

Этикетки для продуктов питания: На бирке должна быть размещена информация о: продукте на русском языке; наименование; состав; пищевая ценность; изготовитель; страна происхождения; товарный знак производителя; масса нетто, объем или количество продукта; условия хранения; срок годности; обозначение государственного стандарта или стандарта предприятия; информация об обязательной и добровольной сертификации (в форме графического изображения, установленного законодательством, либо в форме текста).

В составе продукта необходимо указать информацию о: биологически активных добавках к пище; ароматизаторах; пищевых красителях; улучшителях вкуса; пищевых продуктов нетрадиционного состава; продуктов с включением несвойственных им компонентов белковой природы; о наличии в продукции компонентов, полученных с помощью ГМО. 

Этикетки для одежды: Информацию на этикетке можно разделить на обязательную и дополнительную. Обязательная информация:  Правила предписывают указывать на бирках текстиля следующие параметры: модель, артикул, производитель, размер, рекомендации по уходу.

Дополнительная информация:

Это то, что каждый производитель или продавец добавляет от себя. Для этого к одежде пришивают лейблы или печатают логотип на этикетках. Здесь нет никаких стандартов. Чаще всего дополнительно указывают: особые свойства одежды; дату пошива; штрихкод; товарный знак производителя.

Этикетки для обуви. На маркировочном ярлыке должна быть указана следующая информация: товарный знак или марка предприятия-изготовителя; модель и (или) артикул; размер; полнота; материал верха, подкладки и низа обуви; защитные свойства — для специальной обуви; дата изготовления.

Дополнительная информация

  • модель или артикул изделия;
  • вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви.

Этикетки на косметике: наименование продукции; наименование изготовителя, юридический адрес; страна происхождения; информация, куда направлять претензии по качеству товара; объем или масса: для туалетного твердого мыла — номинальная масса куска на момент упаковки; на пробниках, а также продукции массой менее 5 г или объемом менее 5 мл не указывается; цвет и/или тон для декоративной косметики и окрашивающих средств; массовая доля фторида для средств гигиены полости рта,  содержащих соединения фтора; срок годности; условия хранения; меры предосторожности; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения; список ингредиентов — указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, парфюмерную композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава

Маркировка с информацией должна быть четкой и несмываемой даже в условиях использования товара по назначению. Детская косметика должна иметь соответствующую информацию на упаковке — с какого возраста можно использовать.

Должно быть указано: название товара; наименование страны-производителя; название фирмы-изготовителя, юридический адрес; функциональное назначение товара, область применения; правила хранения, транспортировки, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации; потребительские свойства и характеристики товара; информация об обязательной сертификации; масса, размер, состав (комплектность); товарный знак (товарная марка); дата изготовления; срок годности; нормативный или технический документ, по которому произведен товар — для товаров отечественного производства; добровольная сертификация (при наличии); знак соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе).

Этикетки на товарах из Европейского союза

На этикетках разных товаров, начиная от электроники и заканчивая продуктами питания, можно увидеть два символа: О чем говорят символы, рассмотрим дальше.

CE (Европейское соответствие). Символ CE подтверждает, что товар прошел проверку и соответствует требованиям безопасности для людей и окружающей среды, которые действуют в Евросоюзе. Однако знак CE не равен знаку качества продукции. Товары, подлежащие маркировке знаком CE: детские игрушки; строительные изделия и материалы; средства индивидуальной защиты; неавтоматические приборы для взвешивания; бойлеры, работающие на жидком или газообразном топливе; медицинское оборудование; приборы и защитные системы для применения во взрывоопасных средах ATEX; системы и установки, работающие под давлением; средства радиосвязи и телекоммуникационное оборудование; измерительные приборы; машины и оборудование; простые сосуды под давлением; приборы сжигания газообразного топлива; взрывчатые вещества для гражданских целей; канатные установки, предназначенных для перевозки людей; лифты и подъемные механизмы; активные имплантируемые медицинские приборы; медицинские средства для лабораторной диагностики; прогулочные суда.

ЕАС (Евразийское соответствие). EAC — единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза. Продукция с таким знаком прошла процедуры оценки и соответствует требованиям техрегламента Таможенного союза.

Его наносят на товары, которые должны пройти обязательную сертификацию в ЕАЭС. Товары, которые надо сертифицировать и маркировать: продукты питания; мебель; бытовые приборы, которые включаются в розетку; компьютеры; кабели, провода и удлинители; продукцию легкой промышленности: ткани, одежду, обувь, домашний текстиль, изделия из кожи и меха; парфюмерию и косметику; изделия для детей и подростков.

Знак на товар наносят на производстве внутри стран Евразийского экономического союза или перед растаможкой при импорте из третьих стран.

Этикетки для интернет-магазинов и торговли на маркетплейсах. Для интернет-торговли действуют те же правила, что и для розницы. На этикетке должно быть указано: наименование производителя, продавца и исполнителя, их местонахождение; место изготовления; основные потребительские свойства продукции; дата выпуска; гарантийный срок или срок допустимого использования, если он установлен; правила и условия безопасного и эффективного применения товаров; ТР ТС — сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза.

Этикетки для Wildberries. Этикетки для Wildberries должны быть 58 на 40 мм.

Этикетки для Ozon. К этикетке Ozon предъявляет ряд требований: Размер — 75×120 мм. На ней кроме штрихкода должно быть указано название товара, страна производителя, артикул товара, срок годности, если он есть. Для хрупких товаров есть специальные пометки «Ценный груз» и «Хрупкий груз». Этикетки для Озон не должны портить товарный вид и заводскую упаковку товара.

Печать этикеток для Озон может быть только на матовой или полуглянцевой бумаге.

Этикетки для Яндекс Маркет. Требования: Размер этикетки — 105×148 мм.  Бумага — самоклеющаяся. Наклейка хорошо держится даже при минусовой температуре. Штрихкод напечатан качественно и легко считывается. Ярлык размещен на ровной, самой большой стороне коробки. Если заказ упакован в стретч-пленку, она не должна перекрывать ярлык. На этикетке не должно быть никаких дополнительных надписей и исправлений.